Государственный архив
Камчатского края

Подать запрос Услуги архива

Танец — моя профессия»

 к 80-летнему  юбилею со Дня рождения  А. В. Гиля,

руководителя и балетмейстера ансамбля «Мэнго»

1. Как все начиналось…

 

         18 марта далекого 1943 года в украинском селе Коломак, под Полтавой, родился мальчик. Его назвали красивым и сильным именем — Александр. Летели-мчались годы. Мальчик окончил музыкально-драматическую студию, сезон отработал в Полтавском театре, а летом 1962 года подался на целину. Там, в Целинограде, участвовал в создании ансамбля песни и танца «Целинник», с которым и приехал в Москву, на смотр, в 1965 году.

         На сцене Кремлевского Дворца съездов его поразили тогда корякские «Чайки». То была любовь с первого взгляда! Когда же разразился второй номер камчадалов, словно призывающий всех пуститься в пляс, Александр поймал себя на мысли, что тоже хочет взять в руки бубен...

         Наутро Александр Гиль появился в Министерстве культуры… Знакомство с начальником Управления культуры Камчатской области Н. Е. Мускатьевым помогло попасть на Камчатку, в Палану.

         Непривычно чувствовал себя Александр в Палане: снег, холод, своеобразный внешний вид, одежда и язык местных  жителей… Но он быстро нашел друзей — заслуженный работник культуры РСФСР Т. П. Лукашкина и директор окружного Дома народного творчества В. В. Косыгин познакомили нового художественного руководителя ансамбля, артисты которого после выступления на Всероссийском смотре художественной самодеятельности разъехались по домам и ансамбль практически распался, с искусством Севера.

         Сначала появились курсы, приходили-уходили ребята и девчата, но спустя какое-то время образовалась группа танцоров, начавшая обучаться  профессионально искусству танца.

2. Жизнь в танце

 

         Приехав на Камчатку, Александр Васильевич знакомился и изучал фольклорные предания, сказки. Он вдумчиво вслушивался в родовые мелодии, всматривался в танцевальные движения, с трепетом дышал природой Камчатки. Теперь жизнь молодого балетмейстера навсегда будет связана с сохранением и  возрождением национального фольклора через танец.

         Первые гастроли в 1967 г. в Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Москве со спектаклем «Мэнго», поставленным по мотивам древней корякской легенды, принесли ансамблю успех и популярность. В 1974 году ансамбль получил статус профессионального, гастролировал по всему миру. Ему была присуждена золотая медаль 10-го всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Берлине в 1973 году. Нескончаемые репетиции… поездки...выступления… Артисты побывали в это время в 13 странах с 16 гастрольными турами.

         В начале 1980-х гг. в п. Палана появился Дом «Мэнго», в котором артисты получили квартиры и у них появился собственный репетиционный зал. В школе   танцев стали учить детей. В 1983 г. при Камчатском музыкальном училище, как отклик на необходимость готовить кадры для «Мэнго», открыли хореографическое отделение. Появились ансамбли «Энер», «Эльвель», «Уйкоаль» и другие.

         А у Александра Васильевича появилась уже новая идея — создать ансамбль народностей Севера.

 

3. «Чайки над улицей Гиля»

 

         1988 год… В самом разгаре творческой деятельности в результате внезапной трагедии оборвалась жизнь Александра Васильевича Гиля. Но несмотря на сложности в ансамбле, возникшие в связи со смертью А. Гиля, дело его живет! В 1992 г. А. В. Гилю было присвоено звание «Почетный гражданин  города Петропавловска-Камчатского» (посмертно). В 2005 г. корякскому хореографическому ансамблю «Мэнго» было присвоено имя Гиля. Фондом Компенсации (в пользу народов Севера) под председательством А. И. Белашова учреждена сценическая премия имени Гиля. Портрет Александра Васильевича Гиля находится в Галерее «Скрижали Камчатки». Но главная заслуга А. В. Гиля, художественного руководителя, балетмейстера-постановщика в том, что силой своего таланта, проникнув в самую суть народного творчества коряков, ительменов, чукчей, эвенов, алеутов, камчадалов, увидел пути развития сценического творчества и вместе с ансамблем прошел по ним.

         При подготовке выставки использованы документы из архивных фондов личного происхождения Белашова Артура Изосимовича (Ф. № Р-870), Кравченко Валерия Трофимовича (Ф, № Р-760), фотодокументы (Ф. № Р-335), находящихся на хранении к КГКУ «Государственный архив Камчатского края».