С первых дней существования Советской республики в качестве основы политики советской власти в области народного образования была выдвинута задача – в кратчайшие сроки добиться всеобщей грамотности путем расширения сети школ, введения всеобщего обязательного бесплатного обучения. Одновременно советское правительство стало проводить работу по ликвидации неграмотности и политическому просвещению взрослого населения.
В начале 20- х годов XX века население Камчатки (а согласно переписи, на 1 января 1923 года оно составляло 36159 человек, в т. ч. в Петропавловске – 1193 человека) было поголовно неграмотным. Культурно-просветительская работа не проводилась, для ликвидации азбучной неграмотности среди населения практически ничего не делалось. Предстояло сделать очень многое.
В архивных фондах КГКУ «Государственный архив Камчатского края» хранятся документы, содержащие сведения о становлении системы советского просвещения в 1920-1930-е годы ХХ века.
Выставка состоит из трех разделов, освещающих определенные стороны борьбы с безграмотностью населения Камчатки, в каждом из них содержатся документы и фотографии из фондов архива.
В конце 1922 года был создан губернский отдел народного образования (Губоно), в состав которого входило 6 человек.
В 1922 году в Камчатской губернии насчитывалось приблизительно 59 школ. Учителей не хватало, в 1922 году в 20 школах насчитывалось 23 вакансии. Текучесть кадров была большой ввиду тяжелых условий работы и проживания.
На 1-е сентября 1924 года в Камчатской губернии насчитывалось 85 школьных работников, из них имели среднее педагогическое образование 28 человек, среднее образование - 41, высшее – 2 человека, незаконченное среднее 14 человек.
Наиболее оборудованными считались школы, построенные в Петропавловске, Ключах, Усть-Камчатске, Караге, Уэлене, Уныне, Кихчике, Кирганике.
В 1931-32 учебном году в камчатских школах обучалось 2311 учащихся (98% от общего количества детей школьного возраста).
Средних учебных заведений было три: педтехникум, одна СПШ и одно ФЗУ с общим количеством учащихся 158 человек.
Количество учителей во всех учебных заведениях заметно выросло. В школах 1 ступени насчитывался 91 школьный работник, в том числе пионерские работники, инструкторы по труду и воспитатели. Среди них 2 учителя имели высшее образование, 30 – среднее специальное, окончив педтехникум, 37 человек окончили девятилетнюю школу с педагогическим уклоном и гимназии и 22 педработника имели низшее образование, окончив семилетнюю школу и краткосрочные педагогические курсы. В средних учебных заведениях работали 39 учителей. Но в целом отмечалась политическая неграмотность учительства, что сказывалось на качестве проведения занятий.
Школы в большинстве селений Камчатской губернии были единственными культурными уголками, поэтому общественная и просветительская деятельность сосредотачивалась именно в них. Работу по ликвидации безграмотности на местах проводили учителя, и эта деятельность, помимо преподавательской, считалась для них обязательной. В отчете о работе Камчатского Губревкома за 1924-1925 годы отмечено, что несмотря на затраченные усилия, «кампании по ликнеграмотности в плановом порядке не проведены, хотя работа по ликбезу идет беспрерывно и учителя, как обязательную для себя работу ведут пропаганду среди населения».
Проводили ее двумя путями – через обучение и просвещение взрослого населения и путем создания школьной системы.
В Петропавловске в 1923 году была только одна школа для взрослых, занятия в которой для 25 неграмотных горожан проводила всего одна учительница, в волостях губернии таких школ не было.
Определенную роль в ликвидации неграмотности играли избы-читальни. Одной из основных задач для избачей была организация антирелигиозной пропаганды через создание ячеек Безбожников и естественно-научных кружков при избах-читальнях и красных уголках. В одном из информационных сообщений избач П. Добрынин отчитался о проделанной антирелигиозной работе: «вопрос о проведении этой работы был поставлен на заседании культурно-просветительской секции, которая решила …организовать естественно-научный кружок. Изба-читальня кружок организовала. Записалось в него 8 человек; из них – 6 человек комсомольцев; один - пионер и один беспартийный. Проведено пять занятий, на которых прорабатывали тему: «откуда произошли земля и солнце» по книжке проф. Баева…Просим ОКроно выслать для кружка программу и легкие для деревенской молодежи брошюры или пособие - для руководства кружка. Изба-читальня одновременно с этим просит прислать руководство по физкультуре в сельских местностях» .
В Петропавловском уезде было 8 изб-читален (к февралю 1924 года открыли еще две), но этого количества было явно недостаточно для просвещения населения, да зачастую и литературы в них не хватало, а имеющаяся была устаревшей и в потрепанном виде. Так же не было и библиотек, отсутствовали и средства для их создания. В информационном отчете Камчатского губбюро РКП(б) за декабрь 1923 – февраль 1924 года содержится информация, что приступили к организации передвижных библиотечек по селам долины Камчатки и западного берега полуострова, т.к. население испытывало «настоящий книжный голод». Несмотря на наличие клубов в Охотске, Усть-Камчатске, Большерецке и Анадыре, при которых можно было организовать просветительскую работу, таковой не проводилось ввиду отсутствия работников на местах.
В 1922 году в Петропавловске была создана организация РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи). К концу года в ней числилось 38 комсомольцев и 20 кандидатов в члены РКСМ, большинство из них были военными – красноармейцами 90-го губдивизиона войск ГПУ Государственной политическое управление).
В Камчатской губернии к 1924 году насчитывалось до 20 ячеек РКСМ.
Среди них выделялись Усть-Камчатская, Нижне-Камчатская, Ключевская, Елизовская, Паратунская, Мильковская, Налычевская, Жкпановская, Тигильская, Охотская, Гижигинская, Соболевская ячейки. Общее количество членов комсомола и кандидатов в этих ячейках составляло порядка ста человек.
В Петропавловске с января 1924 года работали две комсомольские ячейки с общей численностью 125 человек.
Грамотных комсомольцев-активистов было мало, большинство – либо малограмотные красноармейцы, либо камчадалы, которые не владели грамотой даже в минимальном объеме, интеллигенция, красноармейцы, но чисто пролетарской молодежи почти не было.
В план политического воспитания молодежи входили следующие виды работ: преподавание политграмоты, на которую отводилось два недельных часа в каждой группе, работа в политкружке, организация форпостов ЮП (юных пионеров), работа с газетой, постановка живых журналов и судов, работа с населением через избу-читальню, плановое проведение всех революционных годовщин, антирелигиозная пропаганда.