Государственный архив
Камчатского края

Подать запрос Услуги архива

«К 80-летию со дня основания

Петропавловск-Камчатского морского торгового порта»

 

Условия военного времени требовали создания в г. Петропавловске-Камчатском морского торгового порта и превращения его в важную перевалочную базу. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве морского торгового порта на Камчатке. 23 октября 1943 года Нарком морского флота СССР Ширшов П. П. издал приказ № 336 «Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР».

В то время на Камчатке существовал один порт — Петропавловский рыбный Наркомата рыбной промышленности Восточных районов СССР, расположенный в закрытом от ветров ковше Авачинской бухты. Это было маломощное, примитивное транспортное предприятие, располагавшее деревянными свайными пирсами почти не имевшее средств механизации. Выгрузка судов осуществлялась там вручную, с применением судовых лебедок. В зимнее время, когда ковш замерзал и становился недоступным для судов, выгрузка осуществлялась на рейде бухты. Грузы выгружались с судов на лед Авачинской бухты и доставлялись на берег (в район складов на Озерновской косе) собачьими упряжками, лошадьми, реже - тракторными санями.

Возникла насущная необходимость строительства современного морского порта на Камчатке. США, являвшиеся в то время союзником СССР по антигитлеровской коалиции осуществляли значительные поставки различных стратегических материалов и других грузов в СССР по программе ленд-лиза.

Доставка жизненно важных грузов с Тихоокеанского побережья Америки, на американских судах, непосредственно во Владивосток, представлялась наиболее целесообразной и надежной. Осуществлять ее, однако, было невозможно, поскольку США находились в состоянии войны с Японией, в руках которой в то время находились не только проливы Сангарский и Лаперуза, но и Курильские острова.

Жизнь настоятельно требовала превратить Петропавловск-Камчатский в морскую перевалочную базу. Здесь грузы союзников, доставлявшиеся на американских судах, перегружались на советские суда, что давало возможность их дальнейшей беспрепятственной доставки в порт Владивосток и далее по Транссибирской магистрали на фронты Отечественной воины.

Подготовительные работы по изысканию места под строительства торгового порта строительными организациями проводились с июня 1942 г.  Все обязанности по организации и выполнении всех капитальных работ по строительству и монтажу порта было возложено на Дальневосточный трест морского строительства. На месте было организовано управление строительства Петропавловского порта, назначен начальник управления, к работам приступили 15 июня 1942 г. Дальневосточное морское пароходство обеспечивало снабжение и перевозку строительных материалов и оборудования для строительства морского порта.

В соответствии с постановлением ГКО СССР от 23 октября 1943 г. Народный комиссариат Морфлота СССР создал морскую строительную контору «Морстрой» с 1 ноября 1943 г. Сознавая важное государственное значение нового порта, коллектив «Морстроя», возглавляемый А. Н. Виноградовым и В. В. Каплиевым, работал с большим трудовым и политическим подъемом.

Ускоренное проектирование причалов и других сооружений нового порта, было возложено на институт «Центроморпроект», откомандировавший проектную группу непосредственно к месту строительства. Проектное задание исходило из доведения грузооборота порта до 1 млн. тонн в год.

Местом строительства порта был избран участок берега Авачинской бухты к югу от ковша Рыбного порта, защищенный от господствующих ветров мысом Сигнальным. Участок представлял собой крутой обрывистый берег. Территорию порта предстояло образовать путем взрыва скалистого берега и засыпки свальным и намывным грунтом прибрежной части акватории, ограниченной металлической шпунтовой стенкой.

В распоряжение «Морстроя» был выделен рабочий контингент в количестве около 2,5 тыс. человек, в том числе около тысячи человек военнослужащих. Были выделены так же необходимые строительные материалы, включая остродефицитные в то время шпунт и рельсы, строительная техника. В распоряжение «Морстроя» был выделен земснаряд «Зея», 100-тонный плавучий кран, плавучий катер копер, подвижные электростанции, один экскаватор, некоторое количество автомашин, портальные краны (импортного производства). На строительстве широко применялся ручной физический труд.

Для того, чтобы развернуть строительство порта, необходимо было обеспечить строителей жильем. Суровое военное время, сжатые сроки строительства и ограниченность материальных возможностей, не позволяли возводить капитальные жилые дома. На расстоянии 1-1,5 км от будущей строительной площадки, на склоне Красной сопки, были спешно возведены каркасно-засыпные бараки-общежития и построены из различных строительных отходов палатки-полуземлянки.

Несмотря на сложные условия строительства, недостаточною техническою оснащенность и трудности снабжения, первая очередь строительства порта была завершена в сжатые сроки — за 1 год и 5 месяцев!

Самый первый капитальный причал, тогда имевший № 6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года. Причалы №1, 2 и 3, расположенные на той же стороне севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году. Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года. Это строительство было уникальным не только по срокам, но и по качеству.

Только в самом начале капитального строительства образование территории порта велось отсыпкой вручную. По мере поступления импортной техники ручной труд вытеснялся машинами. Из импорта получили: грузовики "Студебеккер", компрессоры "Катерпиллер", передвижные электростанции, портальные краны, копры, шпунт Ларсена, цемент и многое другое. На гидротехническом участке работали 16 экскаваторов разных марок. Гидротехнические работы были механизированы даже выше современного уровня. Ленд-лиз потребовал и обеспечил строительство порта. Но на стройплощадке была и отечественная техника.

Петропавловский морской торговый порт официально вступил в число действующих предприятий в феврале 1945 года, однако переработка оборонных и народно-хозяйственных грузов велась в порту уже в 1944 году. Причалы были еще без оголовника, краны передвигались по временным подкрановым путям, на небетонированных причалах и территории порта стояла грязь, но порт действовал. Первым начальником порта был назначен А. И. Асеев.

На строительстве порта работало немало замечательных тружеников, приобретавших здесь ценный трудовой опыт. Среди них — известный электросварщик тов. Улесов А. А., участвовавший в возведении многих строек коммунизма, дважды Герой социалистического труда.

В связи с окончанием строительства первой очереди порта, группа наиболее отличившихся строителей была награждена орденами и медалями СССР.

Для обеспечения нормальной бесперебойной работы порта требовались кадры. Костяк коллектива портовиков составили вчерашние строители порта, успешно овладевшие новыми профессиями.

Бывшие строители порта т. т. Белоусов А. Я., Глубокий П.Т., Желнин А. Н., Кусов И. Н., стали крановщиками и механизаторами; т. т. Мойсеенко Н. Н., Ополев В. Ф., Торочкин И. Ф. - складскими работниками. Электриком стал тов. Великжанин А. П., инженерно-техническими работниками - т.т. Тупиков Е. А., Утробин Я. К., Шильдяев В.М.

После ввода в эксплуатацию, порт продолжал непрерывно расти и благоустраиваться. Росла протяженность причальной линии, вводились в эксплуатацию новые портальные краны, строились современные склады, пополнялся парк перегрузочных механизмов и судов портового флота. Непролазную грязь на территории порта, в которой вязли люди и машины, сменили ровные бетонированные покрытия и асфальтированные дороги.

В настоящее время порт представляет собой многоотраслевое предприятие. В три раза увеличилась протяженность причального фронта и крытая складская площадь, более чем в три раза увеличился парк портальных кранов и других перегрузочных механизмов. Порт располагает большим парком не имевшихся ранее средств малой механизации - автопогрузчиков, электрокар.

С 1951 года в порту усиленно началось строительство жилого фонда.

В 1963 году в порту было построено здание пассажирского морского вокзала.

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт сегодня — это современное, многоотраслевой высокомеханизированное транспортное предприятие. Для погрузки-разгрузки судов порт располагает специализированными перегрузочными участками с крытыми складами и грузовыми площадками.