«Западное побережье Камчатки в фотографиях
Камчатской комплексной экспедиции»
Начавшееся с середины 1920-х гг. активное промышленное освоение территории Охотско-Камчатского края потребовало скорейшей разведки природных ресурсов, определения условий их промышленной эксплуатации, выявления специфики традиционных отраслей северного хозяйства.
Большое значение в изучении Камчатки сыграло Акционерное Камчатское Общество (АКО), которое выступало координатором научно-исследовательской работы различных экспедиций по изучению края. В 1936 г. АКО добилось от Народного комиссариата СССР организации комплексной экспедиции в своих ведомственных интересах. Одним из направлений работы Камчатской комплексной экспедиции было подробное сплошное обследование рыбного хозяйства и рыбоперерабатывающих предприятий АКО.
Экспедиционная работа на Камчатке осуществлялась с июля 1936 г. по январь 1937 г. Обработка собранных материалов производилась в Москве в течение всего 1937 г. В ходе работы экспедиции были обследованы все рыбокомбинаты АКО и по каждому составлена записка, содержащая подробное описание хозяйства, его перспективы развития, выводы и предложения. Обследование рыбокомбинатов включало в себя, помимо прочего, оценку состояния строений и сооружений, условий быта и труда рабочих. Встречается описание некоторых населенных пунктов, располагавшихся вблизи рыбокомбинатов. Записки сопровождаются картами и фотографиями.
Из рыбкомбинатов, находившихся в границах современного Усть-Большерецкого района были обследованы: Озерновский, Большерецкий, имени Микояна (впоследствии — Октябрьский), Митогинский, Кихчикский, Крутогоровский, Пымтинский, Ичинский. Рыбокомбинаты являлись крупными производственными комплексами и состояли из рыбоконсервного завода, нескольких рыбозаводов, баз и участков. Соответственно, при рыбокомбинатах складывались поселки, в которых жили рабочие и формировалась сопутствующая инфраструктура — школы, больницы, клубы, магазины, сельскохозяйственные фермы.
В материалах экспедиции немало внимания уделено состоянию жилищного хозяйства и характеристике культурно-бытовых и социальных условий жизни людей на рыбокомбинатах.
Одной из самых острых проблем была жилищная. Особенно низкой обеспеченность жилой площадью была на Микояновском рыбокомбинате (он был самым крупным и населенным — численность его рабочих в 1936 г. составляла почти 1500 человек). В индивидуальных домах и домиках число живущих было крайне невелико. Жилфондом считались палатки, землянки и бараки, зачастую неблагоустроенные, плохоотапливаемые, недостаточно светлые. Индивидуальные домики тоже были не лишены недостатков, отмечалось, что «индивидуальные домики — гордость Микояновского рыбокомбината, сплошь сколоченные из свежей клепки, текут, пропускают ветер и холод в одинарную дверь, без тамбура, не имеют кладовок, огородов и т. д.». Ситуация была похожей и на остальных рыбокомбинатах — Озерновском, Большерецком и Митогинском.
В материалах экспедиции встречаются фотографии и отдельных населенных пунктов Усть-Большерецкого района.
Несмотря на своеобразие жилищные условий, отмечалось, что на некоторых комбинатах были «вполне удовлетворительные общественные учреждения». На Микояновском был клуб, хорошая больница с зубопротезным отделением, парикмахерская. Летом для детей устраивали палаточный лагерь на реке Большой с яхт-клубом.
В поселке Озерновского рыбокомбината был большой клуб на 300 мест с библиотекой. В клубе имелось пианино и «прекрасные духовые инструменты». Часто ставили любительские спектакли, проводили выступления кружков художественной самодеятельности. В центральном поселке Озерновского рыбокомбината размещалась пятиклассная школа. Школьники проводили летние каникулы на Явинских ключах.
Экспедицией отмечалось, что Озерновский рыбкомбинат располагает «исключительными природными условиями» — такими как горячие сернистые и щелочные термы, которые, к сожалению, не используются для лечения рабочих.
Одной из главным проблем всех рыбокомбинатов западного побережья было отсутствие хороших дорог с районным и областным центром или, хотя бы, регулярного морского сообщения вдоль побережья. Например, на весь Озерновский рыбокомбинат была всего одна грузовая машина (так называемая «трехтонка»), а в основном использовался конный и собачий транспорт. Причем наиболее активно использовались именно собаки — не только для пассажирских перевозок в зимний период, но и для перевозки леса, дров, сена, сельскохозяйственной продукции, так как специальная техника в совхозах и колхозах была редкостью. Отмечалось, что «устройство сухопутной дороги весьма затруднено в силу необходимости сооружения мостов», в свою очередь, «постройка мостов ввиду частого изменения реками своих устьев представляет значительные инженерные трудности и требует производства специальных работ по изучению, как режима рек, так и гидрографических особенностей прибрежной полосы», поэтому устраивали паромные переправы. У Акционерного Камчатского Общества был также свой авиаотряд с несколькими гидросамолетами, но эффективность такого вида транспорта была невелика в силу его малой грузоподъемности.
В целом, по результатам обследования рыбокомбинатов, состояния сельского хозяйства, экспедиция оценивала Усть-Большерецкий район как крайне перспективный. Присутствует и такой оригинальный вывод, сделанный экспедицией: «по всей совокупности вопросов животноводства Озерновский район, Западное Побережье, как и весь Камчатский полуостров в целом, могут быть реконструированы, при соответствующей постановке вопроса, в территорию, являющуюся чем-то вроде советской «Новой Зеландии». Молока, сливок, сыра, копченостей и пр. на Камчатке может быть получено не меньше, чем рыбы» (КГКУ ГАКК. Ф. Р-541. Оп. 1. Д. 12. Л. 158).