Государственный архив
Камчатского края

Подать запрос Услуги архива

Они были первыми (ко Дню гражданской авиации)

 

Зарождение гражданской авиации

 

День работника гражданской авиации России, приуроченный к дате возникновения воздушного флота, отмечается ежегодно 9 февраля.
История гражданской авиации России начинается с 9 февраля 1923 года, когда при правительстве СССР был учрежден Совет по гражданской авиации, приступивший к осуществлению утвержденного Советом труда и Обороны 3-х летнего ориентировочного плана развития Гражданского воздушного флота. Месяцем позже учредили Общество друзей воздушного флота — ОДВФ и по всей стране распространилась волна создания ячеек Общества.
22 июля газета «Полярная Звезда» впервые опубликовала призыв «Все на постройку воздушного флота!». Камчатцы включились в невиданный в истории патриотический сбор средств на авиацию, который начался в неделю воздушного флота.
6 марта 1924 г. губернское бюро ОДВФ приняло обращение ко всем жителям Камчатки: «...Воздушный флот является для нас незаменимым хорошим почтальоном. Самолет сослужит важную службу в развитии сельского хозяйства и культурного развития населения. Самолет даст камчатской деревне свет, знание и науку. Будь у нас самолет, было бы совсем другое: глядишь на второй-третий день какая-нибудь деревушка имела бы и газету, и книжку….Давайте же дружно, все как один поможем ОДВФ создавать мощный воздушный флот».
К апрелю 1925 г. в ОДВФ Камчатки состояло 1532 члена, было собрано на «окрыление» страны 4100 рублей.
3 июня Камчатское губбюро приняло решение о слиянии ОДВФ и Доброхима и об образовании Авиахима губернии.
В марте 1926 года планерист-любитель Ломбак со второй попытки поднял в воздух над скованным льдом Култучным озером созданный руками камчатцев первый планер.
В сентябре 1927 г. на I съезде осоавиахимовцев было объявлено, что на собранные трудящимися Камчатки деньги построено для РККА три самолета.
Для осуществления полетов, в том числе и на Камчатку, в те годы использовали гидросамолеты – летательные аппараты, способные совершать взлет и приземление на водную поверхность. Раньше их именовали гидропланами.
В конце 1920-х-начале 1930-х гг. Камчатку посещали не только «свои», но и иностранные пилоты, совершавшие перелеты как на полуостров, так и над ним.
В июле 1926 года в Петропавловск из Владивостока прибыл теплоход  «Ставрополь» с гидросамолетом на борту. Известный летчик севера О, Кальвица совершил на нем несколько агитационных полетов к полярникам на остров Врангеля.
В августе 1926 года на Камчатку из Владивостока прилетел самолет «Советский Север». 18 сентября 1929 года на глади Авачинской бухты приводнился АНТ-4 Осоавиахима.
16 августа 1931 г. в Петропавловске-Камчатском посадил гидросамолет американский летчик Чарльз Линдберг, совершавший перелет через Тихий океан с целью изучения условий полета в «малоизведанную северную часть океана».
Осенью 1933 года за четверо суток был выполнен на Камчатку из Владивостока рейс гидросамолета «Савойя-55», который называли летающей лодкой.
Эти незабываемые годы явились героическим предисловием к созданию собственной камчатской авиации.

 

Создание авиаотряда

 

В 1934 г. был образован авиационный отряд Главкамчатрыбпрома, в это же время вступил в строй первенец камчатской авиации — самолет «Камчатская правда». Это был легендарный У-2, имевший два места и летавший со скоростью 2,5 километра в минуту. В том же году начала работать школа пилотов Камчатского Осоавиахима.
В 1935-36 гг. проложили местные воздушные трассы: Петропавловск — Мильково — Озерная — Ича, Петропавловск — Ключи — Усть-Камчатск — остров Беринга.
В июле 1936 года весь мир напряженно следил за первым беспосадочным перелетом АНТ-25 по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский — остров Удд гидроплана, управляемым Чкаловым, Байдуковым, Беляковым. 1 августа в густом тумане в Авачинской губе произвел посадку самолет пилота В. С. Молокова, совершавшего знаменитый облет арктических границ.
1 ноября 1936 г. был издан приказ по ДВУ ГВФ о создании отдельного Камчатского авиаотряда. А в декабре Дальневосточное управление направило на Камчатку первые пять самолетов типа С-П и 1 самолет типа Ш-2 и летный отряд в составе пяти пилотов, трех техников, двух мотористов, одного начальника аэропорта, одного начальника связи отряда, трех радистов, одного штурмана — начальника аэронавигационной службы, начальника штаба, статистика, парторга и начальника техснабжения.
За первый период работы , с 11 января по 10 апреля 1937 года, самолетами перевезли 222 пассажира, 9143 кг разного груза.      Летали по нескольктим маршрутам: Петропавловск — Усть-Большерецк (210 км),  Петропавловск — Мильково (320 км), Петропавловск — Соболево (300 км).
Создавались аэропорты в населенных пунктах Камчатки, осваивались все новые и новые авиатрассы.
В июле 1940 г. в составе 29-го авиаотряда ДВУ ГВФ (к этому времени переименовали 211-й авиаотряд) числилось 98 человек.
Пилоты доставляли почту, продукты, медикаменты, обслуживали первые выборы в Верховный Совет СССР (1937 г.), проводили разведку для научных изысканий. В области выполнялись санитарные задания, благодаря чему была спасена не одна человеческая жизнь.
В честь 23-й годовщины Октябрьской революции приказом по 211-му авиаотряду были объявлены благодарности пилоту Сердобову А. Н., авиатехникам Кузьменко К. Т., Потапову, А. И., радисту Бортникову, шоферу Сизикову И. Г.
В первомайском праздничном приказе, подписанным командиром 29-го авиаотряда ДВУ ГВФ  В. П. Ноговиковым, отмечено, что коллектив отряда безаварийно закончил зимнюю навигацию 1940-1941гг. С мая 1941 г. командиром 29-го АО ДВУ ГВФ был назначен П. С. Овчинников.

           

Создание первого базового предприятия камчатской авиации ХАЛАКТЫРКА

 

Зимний аэродром в Петропавловске находился на оз. Халактырка. Его размеры составляли 3,5х1,75 км против летнего на мысе Сигнальном — 100х250 м. Несмотря на то, что в июне 1937 г. Президиум Камчатского облисполкома принял решение отвести территории мыса «Сигнальный» под угольную базу Петропавловскому порту, а строения, расположенные на его территории, передать в аренду АКО, несколько позже его отменили. Все жилые и служебные постройки, расположенные на Сигнальном мысе и вне его, принадлежавшие ранее Гражданвоздухофлоту, в результате остались за ГВФ. Но вопрос о новом аэродроме всетаки рассматривался неоднократно и через год, 28 июня 1938 г. на заседании Президиума Облисполкома было принято решение № 330 «Об отводе участка под строительство сухопутного аэродрома Гражданвоздухофлоту». Решено было участок на 6-м километре Елизовской дороги, занимаемый Аэроклубом, отдать под аэродром. Но строительство аэродрома практически не продвигалось, не хватало то финансов, то стройматериалов, то инвентаря, то рабочих. В 1941 году, согласно описанию по результатам осмотра участка,  взлетно-посадочная полоса толком так и не была оборудована. Требовалось привлечь тяжелую технику и рабочую силу.
Вопрос с аэропортом официально решился только в 1947 году путем передачи авиазвену здания аэропорта на Халактырском озере, а так же склада, жилого дома для летчиков и самого аэродрома, фактически эксплуатируемых авиаторами с 1942 года. Аэродром на 6-м километре и аэропорт для гидросамолетов были перебазированы в район Халактырского озера, где и образовали первое на Камчатке базовое предприятие камчатской авиации ХАЛАКТЫРКА. Впоследствии в него влилась и малая авиация АКО. В этом статусе оно просуществовало до 1963 года, когда был создан Камчатский объединенный авиаотряд и в его состав вошли все подразделения гражданской авиации Камчатского полуострова.